Искусство любить

Крещение или праздник Богоявления




19 января наступает– Крещение. Это один из великих двунадесятых праздников, который празднуется, не менее торжественно, чем Рождество Христово. Можно сказать, что Рождество и Крещение, связанные между собой святками, составляют единое торжество – праздник Богоявления. Именно в единстве этих праздников нам являются все три лица Пресвятой Троицы. В вифлеемском вертепе родился во плоти Сын Божий, а при Его крещении, из отверстых небес “Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь” (Лк. 3, 22) и был слышен голос Бога Отца, “глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!” (Лк. 3, 22).

Богоявлением этот праздник называется по причине явления Бога в 3-х Его лицах:

Бога Сына – Иисуса;

Бога Отца – гласа с небес;

Святого Духа – голубя, сошедшего на Иисуса.

Святитель Иоанн Златоуст пишет, что “не тот день, в который родился Спаситель, нужно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Не через рождение Свое Он всем сделался известным, а через крещение, поэтому и Богоявлением называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который крестился”. 

О событии же самого Крещения Господня можно рассказать следующее. Господь наш Иисус Христос, возвратившийся после смерти царя Ирода из Египта, рос в небольшом городе Назарете, находящемся в Галилее. С Пресвятой Своей Матерью Он пребывал в этом городе до Своего тридцатилетия, зарабатывая на пропитание Себе и Пречистой Деве ремеслом мнимого отца Своего, праведного Иосифа, который был плотником. Когда же исполнялся тридцатый год Его земной жизни, то есть время, до которого по закону иудейскому никому не позволялось учительствовать в синагогах и принимать сан священника, наступило время явления Его народу Израильскому. Но прежде того момента, по слову пророческому, должен был явиться Израилю Предтеча, на котором лежала задача приготовить народ Израиля к принятию Мессии, тот, о котором пророк Исаия предрек: “глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему” (Ис. 40, 3). Вдали от людей, во глубине суровой Иудейской пустыни был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии (Лк. 3, 2), сроднику Пресвятой Девы, который еще во чреве матери своей, праведной Елисаветы, радостно взыграл, приветствуя своего Спасителя, о котором в мире еще никто не ведал, кроме Его Пречистой Матери, получившей благовествование от Архангела. Этот глагол Божий повелевал Иоанну выйти в мир с проповедью покаяния и крестить Израиль, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него (Ин. 1, 7). 

Иоанн, внимая слову Божию, ходил по всей стране иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов (Лк. 3, 3). Послушать его проповедь выходила вся иудейская страна и жители Иерусалима, которые крестились у него в водах реки Иордан, исповедуя свои прегрешения (Мк. 1, 5). У иудеев, приходящих к Иоанну, возникал естественный вопрос: Не он ли, чаемый всеми Избавитель, Утешение Израилево? Креститель же в ответ говорил: “Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым” (Мк. 1, 7-8). И вот, в один из обычных дней, когда Иоанн с проповедью обращался к собравшимся у Иордана иудеям, он Духом Святым узнал среди людей Того, пред Кем тридцать лет назад взыграл во чреве матери своей. Иисус пришел из Галилеи на Иордан, чтобы принять крещение от Иоанна наравне со всеми. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3, 14) Святой, видев перед собой Сына Божия, не подвластного греху, сам требовал от Него крещения, как находящийся под грехом ослушания, перешедшим от Адама на весь род человеческий. Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3, 15). Он не имел нужды в этом крещении, как безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой Девы Марии и Сам, по божеству Своему, бывший источником всякой чистоты и святыни, но, так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к водам Иорданским, чтобы очистить их посредством крещения. Он пришел креститься для того, чтобы освятить Собой водное естество, чтобы и нам даровать купель святого крещения. Он пришел креститься еще и для того, чтобы Иоанн увидел исполнение глагола Божия, повелевшего ему выйти из пустыни: “На Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым” (Ин. 1, 33).

Святой Креститель подчинился слову Христову и Иордан принял в свои воды Того, повелением Которого начал свое течение. Как повествует Евангелие, после принятия крещения Господь тотчас вышел из воды. Об этом “тотчас” церковное предание повествует, что святой Иоанн Креститель каждого крестившегося у него человека погружал до шеи и так держал его до тех пор, пока тот не исповедовал все свои грехи. Только после этого человеку дозволялось выйти из воды. Христос же, не имевший грехов, не мог удерживаться в воде, поэтому тотчас и вышел из реки. Когда же Он выходил из воды отверзлось небо, и Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк. 3, 21-22). Подобно тому, как во дни Ноя голубица возвестила об умалении воды потопа, так и здесь подобие голубя указывало на окончание потопа греховного. Дух Святой явился людям в виде голубя потому, что эта птица символ любви, чистоты и кротости. Так и Дух Святой есть источник чистоты, пучина человеколюбия, учитель кротости и мира.


 Традиции и обряды

 

В день накануне Крещения, в Крещенский сочельник, устанавливается строгий пост. Лишь с первой звездой садятся за стол с постной кутей, взваром, варениками с капустой, гречневыми блинами на масле, рыбой. Из-за постных кушаний вечер перед Крещением еще называли «Голодной кутей», а вот значимость праздника обозначила название второго Святого вечера. После постного ужина все кладут свои ложки в общую миску, а сверху кладется хлеб. Это небольшой обряд на урожай хлеба в новом году. На второй день нужно святить воду. С нее и начинается утренняя трапеза. В старину хозяин еще и кропил ею подвирья, дом, всю семью, колодец.

Раньше при окроплении водоемов изо льда рубили крест и ставили его рядом с прорубью. Поливали его свекольным квасом для красного цвета, украшали ветвями сосны и барвинком. Устраивались и крестные ходы от населенных пунктов к реке. Кроме того, при водосвятии выпускали в небо голубей с цветными лентами.

На само Крещение пекли печенье в виде крестов, выставляли подпало (медовое угощение) Устраивали богатые застолья по причине крестин или венчаний. На крестинах кума и кум вручали отцу ребенка хлебную водку и букет из жита. Жито было символом счастливой, долгой жизни. А водку выпивали для того, чтобы запить злые дела прошлого года и отвести слезы от нового года.

От Крещения до Масленицы шли свадебные недели. Молодые девчата и парубки устраивали гулянья, веселья. Семьи в складчину собирали праздничные ужины, широко гуляли, желая приблизить весну.


Крещенские купания


Слово «крещаю», «крещу» в переводе с греческого означает «погружаю в воду». Нельзя понять смысла и важности крещения, не уяснив прежде символического и реального значения воды .

Вода — начало жизни. Именно из воды, оплодотворенной животворящим Духом, произойдут все живые существа. Где нет воды — там пустыня. Но вода же может и разрушать, и уничтожать — как водою великого потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое.

По традиции, Крестный ход на Крещение заканчивается купанием в проруби. В прорубь перед этим окунают крест. В старину это было очень привычным мероприятием. Современные же люди практически не подготовлены к нему. Хотя считается, что купание в Крещении не грозит болезнями, но у многих возникают сомнения. Исходя из мнения врачей, эти сомнения верны.

Купание в проруби, в ледяной воде – это последний этап закаливания. К нему следует готовить организм около двух лет системного закаливания. При этом нахождение в проруби не должно превышать трех секунд. Перед купанием проводится зарядка, а после нужно стать на коврик, хорошо растереться полотенцем и быстро одеться. Алкоголь только сбивает температурный контроль организма. Холод быстро распространяется по телу. Баня перед прорубью – это тяжелое испытание для нездоровых, нетренированных сосудов.

Строго не рекомендуется купание в проруби при:

заболеваниях мочеполовой системы (особенно при воспалительных процессах);

болезнях почек;

проблемах с сердечнососудистой системой;

заболеваниях щитовидной железы;

слабой бронхолегочной системе;

беременности.

Купание детей в поруби допускается лишь для тех, кого закаливают с первых дней жизни купанием в холодной воде. И то ребенок должен быть в проруби секунду, а на холодном воздухе – минуту. После малыша хорошо растирают полотенцем и быстро одевают. При безответственном погружении детей в прорубь небольшой по массе детский организм рискует быстро переохладиться. Это грозит неминуемыми проблемами со здоровьем.

Паломничество в Иорданию к месту крещения Иисуса

Современная Иордания принимает паломников со всего мира на место крещения Иисуса Христа на реке Иордан. В 2010 году зафиксировано больше 200 тысяч туристов и паломников, что превышает прошлогоднюю посещаемость мест примерно на 40 тысяч. Увеличивается поток паломников с православной верой. Потоки посетителей святых мест крещения координируются специальной комиссией. Власти Иордании даже разработали гибкую политическую систему, специальные программы. 19 января 2011 года должно состояться освещение построенного Паломнического центра в месте крещения Христа. В нем размещены аудитории для круглых столов, конференций, а также зал на 350 человек. По завершению строительства возле места крещения должны расположиться центры от 11 христианских конфессий. Планируются семидневные паломнические туры с посещением и места крещения, и других библейских мест в Иордании.


Народное поверье


По народному поверью, в ночь перед Крещением, 18 января, в реку окунается Иисус. Считается, если прийти на реку ровно в полночь, то можно увидеть колыхание воды. С крещенским водосвятием, погружением креста начинается недельный запрет на полоскание белья в реках. Иначе черти и другая нечистая сила, вылезая из очищенной воды, перелезет на белье. С бегством из воды нечистой силы связан и обычай ставить кресты мелом или углем на Крещение над окнами, дверьми, другими отверстиями дома, на кувшинах с водой, на ведрах. Существовала даже обязательная традиция крестить рот после зевоты. Считалось, что именно через рот из-за нечистой силы в организм могут попасть разные болезни.

Крещение – один из самых значимых христианских праздников. Не забудьте освятить воду на год вперед, окропить свое жилье, выпить священную воду натощак. А главное, соберитесь всей семьей на праздничное застолье и ощутите силу праздничного духа единства.


Со святым Богоявлением всех вас!



Создан 19 янв 2011