Искусство любить

Притча о креативном мышлении




Преподаватель университета обратился с сэру Эрнесту Резерфорду, президенту Королевской Академии и лауреату Нобелевской премии по физике за помощью. Он собирался поставить самую низкую отметку по физике одному из своих студентов, в то время как тот утверждал, что заслуживает высшего балла. Оба – преподаватель и студент – согласились положиться на суждение третьего лица, незаинтересованного арбитра. Выбор пал на Резерфорда. Экзаменационный вопрос гласил: «Объясните, каким образом можно измерить высоту здания с помощью барометра?»

 

Ответ студента был таким: «Нужно подняться с барометром на крышу здания, спустить барометр вниз на длинной веревке, а затем втянуть его обратно и измерить длину веревки, которая покажет точную высоту здания».

 

Случай был и впрямь сложный, так как ответ был полным и верным!

 

С другой стороны, экзамен был по физике, а ответ не имел ничего общего с применением знаний в этой области. Резерфорд предложил студенту попытаться ответить еще раз. Дав ему шесть минут на подготовку, он предупредил его, что ответ должен демонстрировать знание физических законов. По истечении пяти минут студент так и не написал ничего в экзаменационном листе. Резерфорд спросил его, сдается ли он, но тот заявил, что у него есть несколько решений проблемы, и он просто выбирает лучшее.

 

Заинтересовавшись, Резерфорд попросил молодого человека приступить к ответу, не дожидаясь истечения отведенного срока. Новый ответ: «Поднимитесь с барометром на крышу и бросьте его вниз, замеряя время падения. Затем, используя формулу, вычислите высоту здания».

 

Тут Резерфорд спросил своего коллегу преподавателя, доволен ли он ответом. Тот, наконец, сдался, признав ответ удовлетворительным. Однако студент напомнил, что знает несколько вариантов ответов, и его попросили открыть их.

 

- есть несколько способов измерить высоту здания с помощью барометра, - начал студент. – Например, можно выйти на улицу в солнечный день и измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здания. Затем, решив несложную пропорцию, определить высоту самого здания.

 

- Неплохо, - сказал Резерфорд – Есть и другие способы?

 

- Да. Есть очень простой способ, который, уверен, вам понравиться. Вы берете барометр в руки и поднимаетесь по лестнице, прикладывая барометр к стене и делая отметки. Сосчитав количество этих отметок и умножив его на замер барометра, вы получите высоту здания. Вполне очевидный метод.

 

- Если вы хотите более сложный способ, - продолжал он, - привяжите к барометру шнурок и, раскачивая его как маятник, определите величину гравитации у основания здания и на его крыше. Из разницы между этими величинами, в принципе, можно вычислить высоту здания. В этом же случае, привязав к барометру шнурок, вы можете поднять с вашим маятником на крышу и, раскачивая его, вычислить высоту по периоду прецессии.

 

- Наконец, - заключил он, - среди множества способов решения данной проблемы лучшим, пожалуй, является такой: возьмите барометр с собой, найдите управляющего и скажите ему: «Господин управляющий, у меня есть замечательный барометр. Он ваш, если вы скажете мне высоту этого здания».

 

Тут Резерфорд спросил студента, неужели он действительно не знал общепринятого решения этой задачи. Тот признался, что знал, но сказал при этом, что сыт по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой способ мышления.

 

Этого студента звали Нильс Бор (1885-1962). Он стал известным датским физиком и лауреатом Нобелевской премии 1922 г.



Создан 22 фев 2011